Историческая справка
- Зарождение производства гаражных секционных ворот началось в начале XX века в США с тематических публикаций американских специалистов о технологиях изготовления ограждающих конструкций.
- Формирование же рынка произошло в 1921 году, сразу после выхода первых инновационных для того времени разработок — подъемно-поворотных ворот, автором которых был Гленн Джонсон. В качестве нестандартного рекламного хода мистер Джонсон установил тестовый образец на своем автомобиле Ford, который стал своеобразной мобильной презентационной площадкой для его изобретения. Предприимчивость и несомненный талант Гленна Джонсона позволили ему через несколько лет основать Overhead Door Corporation — крупную компанию по производству воротных систем.
- Прогресс не стоял на месте, и к 1926 году секционные ворота уже были оборудованы электро-приводом, что послужило началом эры удобных и безопасных в эксплуатации автоматических ограждающих конструкций.
- Данный сегмент рынка получил резкий толчок для дальнейшего развития в период Второй мировой войны, когда секционные ворота стали широко применяться американским военно-промыш-ленным комплексом.
- Совершенность конструкции привела к тому, что в 1956 году такие ворота стали устанавливать на грузовые автомобили и трейлеры. Позже, в 1976 году, они приобрели еще большую популярность, когда новый разработчик — Лено Мартин, предложил идею использования стальных листов металла для производства панелей (до этого момента полотно изготавливалось из массива дерева), а также технологию производства оцинкованных торсионных пружин для балансировочного механизма.
- Во второй половине двадцатого столетия производители ограждающих конструкций постепенно стали ориентироваться на европейский рынок, а в 90-х годах XX века секционные ворота пришли и в Россию.
Становление воротного рынка в Росcии
- Первые гаражные ворота DoorHan были установлены осенью 1994 года и представляли собой оригинальную подъемно-поворотную конструкцию, которая являлась практически «вечным» техническим решением. Полотно этих ворот уравновешивалось системой противовесов, которые в отличие от пружинных механизмов не подвержены эффекту «усталости металла». Установленные в то время подъемно-поворотные гаражные ворота до сих пор сохранили прекрасную балансировку полотна и легкость открывания. Дальнейшему расширению производства таких конструкций помешали повышенная металлоемкость (в сравнении с секционными воротами), а также более длительное время производства и монтажа.
- Время шло, и строительный рынок тоже не стоял на месте. Примером использования современных строительных технологий в данной области стали США и Европа. От них к нам и пришли популярные секционные ворота. В моду стали входить подвижные конструкции, удобные в использовании и хорошо сохраняющие тепло внутри гаража. Спрос на них в России появился в конце 90-х годов, когда началось активное строительство коттеджных поселков.
- В то время гаражные секционные ворота стоили очень дорого, поэтому являлись настоящим символом престижа и достатка. Тогда еще не было российских производителей таких систем, и они поставлялись в основном из Европы и Северной Америки.
- В 1998 году наша компания, с учетом сложившейся ситуации на рынке, приступила к изготовлению секционных ворот из европейских комплектующих. Уже в конце года, оценив быстро растущую потребность в этих изделиях, руководство приняло решение о создании собственного производства комплектующих для секционных ворот.
- Основной задачей компании в те годы было создание современной, удобной и энергоэффективной конструкции, отвечающей специфике России и стран СНГ. В ее разработке, а также создании государственных стандартов для секционных ворот был заинтересован и ГОССТРОЙ России. Вот почему в 2000 году началась совместная работа ГК DoorHan и ГОССТРОЙ России по разработке межнационального государственного стандарта ГОСТ 31174-2003 «Ворота металлические». Сегодня этот документ является единственным нормативным актом, регламентирующим российские требования к современным воротам.
- Завод, ориентированный на выпуск комплектующих для ворот, соответствующих российским условиям, был заложен в Одинцовском районе Московской области в 2001 году. В конце того же года он начал выпускать первые изделия.
Секционные ворота
- Сегодня для большинства заказчиков секционные ворота стали стандартным современным техническим решением. Но так как на рынке России и СНГ работает несколько основных поставщиков, заказчику (или его менеджеру) часто сложно определиться, на чьем именно предложении ему стоит остановиться. Разобраться в ситуации мешает множество мифов, которые активно распространяют маркетинговые службы некоторых производителей.
Маркетинговые мифы о секционных воротах
МИФ 1. Защита от защемления пальцев необходима, и ее придумали в Германии!
- Этот миф пришел к нам от немецкого производителя. Стремясь избавиться от конкурентов, он узаконил в Европе собственную конструкцию стыка сэндвич-панелей.
- Первый патент (2.372.792) на воротные панели с защитой от защемления пальцев был выдан в США 3 апреля 1945 года Жозефу Освальду. Позже, 22 апреля 1961 года, во Франции Френсисом Хелбертом был получен еще один патент (1.310.605) на панели с защитой от защемления пальцев (секции ворот тогда делали из дерева).
- Несколько десятков лет спустя одна немецкая компания вновь «изобрела» защиту от защемления пальцев и получила в 1988 году патент DE 37 ** 699 А1 в Германии (решение максимально близко к его сегодняшней технической реализации). После этого, стремясь блокировать продажи конкурентов, немецкий производитель передал документы в объединенный европейский комитет стандартизации (CEN) и лоббировал внесение защиты от защемления пальцев в требования европейского стандарта безопасности DIN EN12604. Так, применение запатентованного немцами решения стало обязательным в Европе. Все остальные производители гаражных ворот с тех пор были обязаны делать подобные панели и платить деньги за использование «немецкой интеллектуальной собственности». Таковой ситуация оставалась вплоть до 2005 года.
- В 2005 году компания DoorHan, начав поставку секционных гаражных ворот собственного производства на европейский рынок, предложила иную конструкцию стыка сэндвич-панелей с защитой от защемления пальцев.
- Пытаясь заблокировать продажи российских секционных ворот в Европе, немецкий производитель в 2006 году подал в суд три иска о нарушении своих «авторских прав» компанией DoorHan. В процессе судебного разбирательства выяснилось, что срок действия патента немецкого производителя закончился, и суд им был проигран.
- Рассмотрим конструкцию соединения воротных секций, используемую европейскими производителями. Ее характерной особенностью является очень маленький зазор между верхней и нижней частями сэндвич-панелей. Во время движения панелей зазор колеблется от 1 до 3,8 мм, а межпанельный уплотнитель, призванный защищать полотно ворот от продувания, еще больше уменьшает его.
- Для Европы эта конструкция приемлема, но в России в ней проявился ряд существенных недостатков. Если помещение, в котором установлены секционные ворота, является отапливаемым, то в зимнее время в зоне защиты от защемления и на внутренней поверхности ворот образуется конденсат и наледь. Это происходит потому, что металлический лист, формирующий внешний контур сэндвич-панели полотна ворот, переходит на внутреннюю сторону панели без термического разделения, образуя «мостик холода».
- Слабое резиновое уплотнение между панелями не обеспечивает герметичность и качественное утепление стыков. Оно недостаточно надежно закреплено в сэндвич-панели и, при наличии в межпанельном стыке инородных частиц или наледи, выталкивается верхней панелью из места крепления. Попадая в узкую зону защиты от защемления пальцев, вытолкнутое из места крепления межпанельное уплотнение блокирует работу ворот
- Наледь, возникшая в зоне узкого зазора защиты от защемления пальцев, также препятствует нормальному ходу ворот, а дополнительные усилия, приложенные для их открытия, приводят к заклиниванию и повреждению их конструкции (панелей, петель, межпанельных уплотнителей).
- В ветренных регионах поднятые порывами ветра песок и мелкий мусор, попадая в узкую щель между панелями, удерживаются в ней уплотнителем и становятся абразивным материалом, повреждающим антикоррозионное покрытие и мешающим работе ворот.
- Насколько такая «защита» нужна заказчику?!
- В гаражных воротах, выполненных из стандартных сэндвич-панелей DoorHan, высота изгиба полотна, где теоретически возможно защемление пальцев — около 1,6 м. Взрослый человек не будет помещать туда пальцы, а ребенок просто не достанет до места изгиба.
- Кроме секционных ворот, этот же немецкий производитель выпускает и двери. Вертикальная щель в конструкции дверного блока начинается от пола, поэтому вполне доступна как взрослому, так и ребенку. Риск защемления пальцев в этом случае действительно существует. Но почему-то немецкий производитель не предлагает устройство защиты пальцев от защемления для своих дверей.
- Производители дверей, для которых безопасность пользователей является не ширмой в конкурентной борьбе, а реальной технической задачей, успешно ее решают. Ниже приведено несколько удачных примеров, как этого добились другие компании.
- В США, где выдан первый патент на защиту от защемления пальцев, а любая оплошность производителя заканчивается судами и многомиллионными возмещениями, и то не существует узаконенных требований наличия защиты от защемления пальцев для ворот.
- Компания DoorHan, конечно, выпускает подобные панели с защитой от защемления пальцев для Европы. Но наряду с этим, такие панели сделаны без «мостика холода» и поэтому являются энергоэффективными.
- Несмотря на явное преимущество сэндвич-панелей DoorHan с защитой от защемления пальцев над аналогичными панелями других производителей, в России и СНГ высоким спросом они не пользуются.
- Принимая во внимание приведенные выше факторы, будете ли вы навязывать заказчику необходимость защиты от защемления Пальцев ИЛИ откроете ему правду?
МИФ 2. Пружины растяжения для балансировки полотна ворот — зрелое и качественное техническое решение
Так говорят некоторые производители, скрывая от потребителей конструктивные недостатки и почтенный возраст конструкции.
- Уравновешивающий полотно секционных ворот механизм с пружинами растяжения унаследован от архаичных подъемно-поворотных ворот, выпускаемых с 40-х годов прошлого века. Основным его достоинством является низкая металлоемкость и, соответственно, стоимость.
- Недостатками таких ворот являются невозможность интенсивного использования (всего не более 4-х циклов открывания/закрывания в день) и несинхронизированные пружинные блоки. Неравномерная «усталость» пружин во время эксплуатации приводит к перекосу полотна ворот во время открывания/закрывания, а недостаток места для размещения пружин — к ограниченности размеров уравновешиваемого полотна.
- Если полотно таких ворот состоит из сэндвич-панелей, имеющих «мостик холода», а изделие перекрывает проем теплого помещения, то образующаяся зимой на стыках наледь сводит на нет усилия пружинного механизма.
- Конструктивным решением этих проблем стал изобретенный позже торсионный механизм. Пружины и барабаны, на которые намотаны тросы, удерживающие левую и правую части ворот, в таком механизме закреплены на общем валу, что при правильной эксплуатации исключает возможность перекоса полотна секционных ворот.
- Благодаря особенностям конструкции, торсионный механизм обеспечивает более высокую, чем механизм растяжения, интенсивность работы ворот, а также их надежность и безопасность.
- В ассортимент продукции компании DoorHan входят секционные ворота с пружинами растяжения (серии RSD01 и Yett 01). Эти ворота, в отличие от аналогичных конструкций других производителей, не промерзают на стыках панелей и поэтому надежно работают зимой. При этом наши менеджеры предлагают такие ворота только в тех случаях, когда низкая притолока не позволяет установить ворота с полноценным (торсионным) уравновешивающим механизмом.
- Что предложите своим клиентам вы?
МИФ 3. Немецкое качество!
- Так заявляют сотрудники немецкого поставщика. Но что скрывается за этим понятием? Выяснить это поможет сравнительный анализ самых продаваемых в России гаражных секционных ворот этой компании с наиболее востребованными воротами компании DoorHan.
- В сравнении мы опираемся на заявленные производителями характеристики.
Параметры сравнения |
Немецкие ворота с пружинами растяжения (Z-направляющие) |
Ворота RSD02 компании DoorHan |
Назначение |
Предназначены для продажи через сетевые магазины строительных материалов и конструкций. Разработаны с учетом их использования в мягком климате |
Предназначены для продажи через монтажные организации. Разработаны с учетом их использования в континентальном климате с большим перепадом летне-зимних температур |
Энергоэффективность |
Класс В*(0,40-0,69 м2-°С/Вт) |
Класс А (свыше 1,0 м2-°С/Вт) подтвержден климатическими испытаниями в лаборатории НИИСФ РААСН |
Защита от коррозии полотна ворот |
Двустороннее полиэстеровое грунтовочное покрытие |
Полноценная защита от коррозии и воздействий внешней среды. Цинковое покрытие и полимерная окраска как наружной, так и внутренней поверхности полотна ворот |
Уравновешивающий полотно ворот пружинный механизм |
Механизм с пружинами растяжения, ограничивающий интенсивность использования ворот |
Полноценный торсионный механизм, исключающий перекос ворот при работе |
Размеры полотна ворот |
Ограничены небольшой сеткой типоразмеров: ширина — до 3 м; высота — до 2,65 м** |
Изготавливаются на заказ по размерам конкретного проема: ширина — до 5 м; высота — до 3 м |
Уплотнения |
Используется резиновое (EPDM)*** однолепестковое уплотнение на угловых стойках и сверху; и однокамерное — на нижнем примыкании. Толщина межпанельного уплотнения около 1 мм |
Используются уплотнения по периметру из термоэластопласта (ТРЕ): двойные уплотнения на угловых стойках и сверху; и многокамерные на нижней панели. Толщина межпанельного уплотнения из энергофлекса**** около 25 мм |
Сэндвич-панели полотна ворот |
Панели с «мостиком холода» и уменьшенной до 20 мм толщиной средней части |
Энергоэффективные панели с термическим разделением и равномерной толщиной 40 мм |
География возможного применения конструкции |
По теплотехническим характеристикам и в соответствии со СНиП «Тепловая защита зданий и сооружений» применение подобных конструкций допустимо только в теплых климатических зонах (Астраханская и Ростовская области, Краснодарский край). При этом, срок службы этих ворот в данных регионах гораздо ниже заявленного из-за попадания песка в узкие стыки защиты от защемления пальцев и последующего разрушения защитного покрытия |
По результатам теплотехнических испытаний ворот DoorHanв НИИСФ РААСН получено заключение, допускающее применение секционных ворот DoorHanна всей территории РФ |
Соответствие ворот российским строительным стандартам (ГОСТу и СНиП «Тепловая защита зданий и сооружений») |
Не полное соответствие |
Полное соответствие действующим межнациональным стандартам России и стран СНГ, а также европейским требованиям |
Ценовой сегмент |
Эконом |
Средний |
- * Климатических испытаний данной конструкции не проводилось. Согласно характеристикам, заявленным производителем, коэффициент теплопроводности (U) таких ворот составляет 1,80 Вт/м2«К. Пересчет указанного термического коэффициента в показатели энергоэффективности (Ronp — приведенное сопротивление теплопередаче), принятые в России, показал, что он соответствует классу В (0,40-0,69 м2*°С/Вт).
- ** Более широкие и высокие ворота предлагаются только с торсионным механизмом (N-направляющая), что существенно увеличивает стоимость их конструкции.
- *** EPDM (этиленпропиленовый каучук) сохранил многие недостатки резины. Содержащаяся в нем сажа в процессе эксплуатации образует черный налет на панелях. Эти уплотнения требуют периодического обслуживания (силиконовой смазки), сильно меняют жесткость при изменении температуры и обладают небольшим сроком службы — всего 6-9 лет.
- **** Уплотнители между панелями, применяемые компанией DoorHan, состоят из широкого (25 мм) слоя энергофлекса — современного материала на полиэтиленовой основе с высоким уровнем термоизоляции.
- Что получается в итоге? Предлагая российскому потребителю ворота, немецкий производитель рекомендует конструкцию, где все основные узлы максимально удешевлены: очень тонкие и поэтому непрочные панели (в них плохо держится замок); слабые резиновые уплотнения (не обеспечивают гер-метичность проема и быстро разрушаются); неполноценная окраска с внутренней стороны (грунтовочное покрытие); уравновешивающий механизм с пружинами растяжения; ломкие пластиковые элементы направляющих; слабая антикоррозионная защита стальных элементов.
- Прочности панели недостаточно для надежного крепления к ней замка и ручки. Приложенные дополнительные усилия для открытия ворот (например, зимой) могут привести к деформации как ручки, так и самой панели.
- Уплотнитель становится хрупким от атмосферных воздействий и разрушается. Горизонтальный «гофр» нарушает герметичность ворот. На торцах направляющих отсутствует цинковое покрытие, и металл быстро ржавеет.
- Применение непрочного пластика для изгибов направляющих приводит к его быстрому износу и поломке. Промерзание холодной угловой стойки приводит заказчика к необходимости ее утепления монтажной пеной.
- Вывод: приобретая под лозунгом «немецкое качество» немецкие ворота с пружинами растяже-ния, заказчик получает далеко не «Мерседес» (с которым любят сравнивать свою продукцию менед-жеры этой компании), а воротный аналог гэдээровского «Трабанта».
- На сегодняшний день можно утверждать, что это, пожалуй, самые дешевые секционные ворота на российском рынке, хотя предлагаются они под именитым брендом.
- Из названия серии немецких ворот, на первый взгляд кажется, что толщина их панелей состав-ляет 40 мм. Фактическая же толщина данных сэндвич-панелей равна 20 мм (см. изображение).
- Ниже приведены элементы конструкции ворот немецкого и российского производства, а именно, примеры прилегания панелей этих ворот к стене. Изначально кажется, что обе конструкции включают и сами панели (судя по названию — толщиной 40 мм) и системы уплотнителей. Фактически же оказывается, что уплотнители немецких ворот установлены на стальной лист толщиной 1 мм. Несложно сделать выводы о том, что происходит с немецкими воротами зимой.